burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

Эрих Мария Ремарк и его коллекция произведений искусства (часть первая)

1-Фрагмент обложки книги Импрессионисты Ремарка Коллекционирование и арт-дилерство в изгнании.jpg

Фрагмент обложки книги "Импрессионисты Ремарка: Коллекционирование и деятельность арт-дилеров в изгнании"


Эрих Мария Ремарк не просто восхищался импрессионистами, упоминая их в своих романах. Мир искусства писатель знал не понаслышке: в его личном обширном собрании были работы Ван Гога, Моне, Тулуз-Лотрека, Писсарро, Сезанна, Дега, Ренуара и не только. Коллекция Ремарка также сыграла исключительную роль в его личной жизни.


Благодаря своему увлечению искусством писатель обрел лучшего друга - галериста Вальтера Файльхенфельдта, пережил болезненный разрыв с Марлен Дитрих и, несмотря на свое фатальное влечение к актрисам, с которыми не складывались отношения, нашел свою единственную любовь - голливудскую звезду Полетт Годдар.

"Красота - это совершенство. Как бесконечность, мы пытаемся ее постичь, но никогда не сможем. Я собираю то, что обогащает мою жизнь, наполняет смыслом и озаряет удивлением. Здесь, рядом со мной, в моем доме я могу видеть эти вещи, чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой" - Эрих Мария Ремарк.



2-Девушка в шляпке - Этюд к картине Бал в Мулен де ла Галетт - Пьер Огюст Ренуар 1876.jpg

Пьер Огюст Ренуар - Девушка в шляпке (этюд к картине "Бал в Мулен де ла Галетт") - 1876



Говорят, дорожить каждым мгновением и по-особенному воспринимать красоту способны те, кто испытал сильные душевные потрясения. На долю Ремарка их выпало немало. В двадцать лет он вернулся с фронта Первой Мировой войны, пораженный бессмысленным кровопролитием и пренебрежением к человеческой жизни. Он долго не мог обрести покой и вернуться к мирному существованию. Когда к власти в Германии пришли нацисты, Ремарку было тридцать. Его книги, признанные антипатриотическими, запрещены и сожжены, а самого автора лишили гражданства. В сорок лет Ремарк - эмигрант в Америке. Как герои его романов, Ремарк прошел свой скорбный путь Виа Долороса, превратившись в "воинственного пацифиста", но какие бы испытания он не встречал, его всегда воодушевляли два любимых занятия - литературное творчество и увлечение искусством.

Для Ремарка искусство демонстрировало достижения человечества, его гуманистические ценности, и служило оружием и противоядием от варварства, преследований, диктаторской политики и угрозы, которая исходит от войны.



3-Эрих Мария Ремарк на своей вилле в Порто Ронко - Швейцария - 1950−1960.jpg

Эрих Мария Ремарк на своей вилле в Порто Ронко, Швейцария (1950−1960)
Фото: e-pics.ethz.ch



Мировая известность и рождение коллекционера



Через десять лет после окончания Первой Мировой войны, в 1928 году, Ремарк, пытаясь освободиться от преследующих демонов войны, написал роман "На Западном фронте без перемен". Книга принесла автору всемирную известность. Гонорары от публикаций и права на экранизацию потекли к писателю щедрым потоком.

Внезапно разбогатев, Ремарк решил инвестировать средства в акции, золото, недвижимость и, по совету своей новой приятельницы Рут Альбу, к которой испытывал романтические чувства, - в произведения искусства. Берлинская актриса Рут Альбу была дочерью коллекционера и неплохо разбиралась в антиквариате, и когда в 1931 году Ремарк купил виллу на берегу озера Маджоре в швейцарском Порто Ронко, помогала оформлять интерьеры.
Вскоре дом писателя наполнился изысканными предметами старины, раскрывая эстетические предпочтения своего хозяина. Бронзовые статуэтки и вазы мастеров древнего Египта, Китая и Греции, мебель рококо, персидские ковры XVII века, венецианское стекло - дивные вещи мастеров далеких эпох дарили беспокойному сердцу писателю умиротворение. С большим интересом он принялся изучать историю искусства, покупая десятки книг. Со временем самостоятельные исследования, последующие знакомства с арт-дилерами, визиты в музеи и собственное собрание помогут Ремарку стать не только тонким ценителем искусства, но также эрудированным коллекционером и экспертом.



4-Пинеджем I (верховный жрец Амона в Фивах в 1070—1032 годах до н э) - Египет - 1075−944 - до н.э синий фаянс.jpg

Пинеджем I (верховный жрец Амона в Фивах в 107-1032 годах до н. э.) - Египет (1075-944 года до н. э.), синий фаянс
Фото: sothebys.com



"Чтобы стать истинным знатоком, требуется время, терпение и любовь" - Эрих Мария Ремарк ("Тени в раю")



5-Ойнохоя - Кувшин для вина с красными фигурами. Греция - IV век до н э Продан на аукционе Sotheby's в 1977 году - Частное собрание.jpg

Ойнохоя. Кувшин для вина с красными фигурами. Греция, IV век до н. э.
Продан на аукционе Sotheby's в 1977 году - Частное собрание
Фото: auction.fr



6-Лекифы Два сосуда с черными фигурами. Греция - V век до н э Проданы на аукционе Sotheby's в 1977 году - Частное собрание.jpg

Лекифы. Два сосуда с черными фигурами. Греция, V век до н. э.
Проданы на аукционе Sotheby's в 1977 году - Частное собрание
Фото: auction.fr



Свои познания в искусстве Ремарк "одолжил" героям создаваемых произведений. Экспертом поневоле стал его главный герой романа "Тени в раю" - журналист Роберт Росс, эмигрант из Германии. Два года он скрывался от нацистов в Брюссельском художественном музее. Днями он просиживал взаперти в маленькой каморке, не смея шелохнуться, а ночью бродил по музею, изучая картины импрессионистов и богатую коллекцию китайской бронзы, которой славился музей.

Приехав в Америку, Росс устроился на работу к крупному нью-йоркскому арт-дилеру и коллекционеру Силверсу. Благодаря знаниям своего нового помощника, Силверс частенько представлял Росса своим клиентам как эксперта из Лувра. "За то время, что я пробыл в Брюссельском музее, я усвоил одну истину: вещи начинают говорить, только когда на них долго смотришь. А те вещи, которые говорят сразу, далеко не самые лучшие. ... Так у меня выработалось особого рода умение оценивать на ощупь патину. К тому же я провел много ночей у музейных витрин и узнал кое-что о фактуре старых окисей, хотя никогда не видел их при дневном свете. Но как у слепого вырабатывается безошибочное осязание, так и у меня за это время появилось нечто похожее".



7-Ритуальный сосуд Дин - Китай - Западная династия Чжоу - Частное собрание.jpg

Ритуальный сосуд Дин. Китай, Западная династия Чжоу - Частное собрание
Фото: sotheby’s.



"Эта бронза показалась мне в лавке на ощупь настоящей; правда, ее очертания и рельефы были чересчур определенны, что, возможно, как раз и не понравилось музейным экспертам, но все же она не производила впечатления позднейшей подделки. Линии были четкие. А когда я закрыл глаза и начал обстоятельно, очень медленно водить пальцами по фигуре, ощущение, что бронза настоящая, еще усилилось.
В Брюсселе я не раз встречался с подобными скульптурами. И о них тоже сперва говорили, что это копия эпохи Тан или Мин. Дело в том, что китайцы уже во времена Хань, то есть примерно с начала нашего летоисчисления, копировали и закапывали в землю свои скульптуры эпохи Шан и Чжоу. Поэтому по патине трудно было определить подлинность работы, если в орнаменте или в отливке не обнаруживали каких-либо характерных мелких изъянов".



8-Кошка - Бронза - Египет - 664−332 до н э - Частное собрание.jpg

Кошка. Бронза. Египет (664-332 годы до н. э.) - Частное собрание
Скульптура была продана на аукционе Сотбис в 1977 году вдовой писателя
Фото: christies.com.



Ремарк - истинный писатель, - уделяет внимание собственным ощущениям, объясняя свое особенное пристрастие к бронзе: "Я быстро вбил крючок под недоверчивым взглядом Купера. А потом позволил себе поглазеть на китайские фигурки из бронзы и даже подержать их в руках. Я сразу же почувствовал нежную теплоту и в то же время прохладу патины. Это была чудесная бронза, и у меня возникло странное чувство, будто я вернулся домой, к своему погасшему очагу. Фигурки отличались безукоризненным совершенством. Это было неописуемое чувство, возникавшее от сознания того, что кому-то, много веков назад, посчастливилось овладеть материализованной "иллюзией вечности"".



9-Натюрморт с цветами - Пьер Огюст Ренуар.jpg

Пьер Огюст Ренуар - Натюрморт с цветами



Два товарища: Бони и Файльхен



В 1930 году Рут Альбу познакомила Ремарка с Вальтером Файльхенфельдтом (Walter Feilchenfeldt) - крупнейшим экспертом живописи модернистов в Европе, который сыграл решающую роль в постепенном превращении коллекции Ремарка в одно из лучших частных собраний своего времени. Писатель в свою очередь со своим огромным состоянием стал для арт-дилера очень важным клиентом в годы Великой депрессии в Германии. Со временем взаимная симпатия и обоюдный интерес к искусству, где Вальтер выступал одновременно экспертом и наставником, переросли в долголетнюю искреннюю дружбу. Ремарк по-приятельски зовет галериста "Файльхен", а Вальтер обращается к писателю, как и другие друзья Ремарка, - "Бони".

Ремарк увлекается искусством импрессионистов и покупает у Вальтера работы Моне, Писсарро, Дега, Сезанна и Ренуара. Одним из первых его приобретений была пастель Дега "Три танцовщицы".



10-Три танцовщицы - Эдгар Дега 1893.jpg

Эдгар Дега - Три танцовщицы - 1893



11-Сад Лувра - Эффект тумана - Камиль Писсарро 1899.jpg

Камиль Писсарро - Сад Лувра. Эффект тумана - 1899



12-Девушка выходящая из ванной - Эдгар Дега 1877.jpg

Эдгар Дега - Девушка выходящая из ванной - 1877



К моменту знакомства с Ремарком Вальтер уже несколько лет возглавлял известную берлинскую галерею Пауля Кассирера. С приходом к власти Гитлера деятельность Файльхенфельдта была рискованной и самоотверженной. Он всячески поддерживал коллекционеров и советовал своим клиентам отдавать работы на выставки за пределы Германии, чтобы избежать конфискации коллекций нацистами. Он и сам успел организовать несколько "спасительных" выставок в Швейцарии и Голландии до того, как его лишили гражданства в 1933 году (участь многих евреев в Германии) и законного права работать. Вид на жительство он получит в Швейцарии только в 1940 году, а разрешение работать - в 1948. Покинув Германию, Файльхенфельд кочевал по Европе. Он появлялся в Амстердаме, где работал филиал галереи "Paul Cassirer", а в Лондоне и Париже устанавливал контакты. Некоторое время жил в Цюрихе и был частым гостем на вилле Ремарка. Лето 1934 года он провел с женой на вилле Ремарка.

Многие события из скитальческой жизни Файльхенфельдта - мастера своего дела, вынужденного работать нелегально, пребывая в бесконечном страхе быть депортированным, - войдут в романы Ремарка "Триумфальная Арка" и "Возлюби ближнего своего".



13.jpg

Вальтер Файльхенфельд и Эрих Мария Ремарк на вилле писателя в Порто Ронко в Швейцарии, 1933-1935 годы
Фото: strannik17.livejournal.com



17.jpg

Вальтер Файльхенфельд на вилле писателя в Порто Ронко в Швейцарии, 1933-1935 годы
Фото: strannik17.livejournal.com



Ремарк стал крестным отцом сына Вальтера Файльхенфельдта. По семейному преданию Файльхенфельдтов, Ремарк согласился быть крестным, если мальчика назовут в его честь. Родители малыша посчитали имя Эрих "отвратительным", поэтому взяли второе имя писателя - Мария - и сын Файльхена был назван Вальтер Мишель Мария. Сегодня Вальтер Файльхенфельдт - известный эксперт по творчеству Ван Гога и Сезанна, автор монографий и каталогов об этих художниках, один из организаторов он-лайн каталога-резонне работ Поля Сезанна, а также автор публикации "Бони и Файльхен. Коллекционер и его арт-дилер", отдельной главой она вошла в книгу "Импрессионисты Ремарка: Коллекционирование и деятельность арт-дилеров в изгнании"



18.jpg

Обложка книги "Импрессионисты Ремарка: Коллекционирование и деятельность арт-дилеров в изгнании"



19-Автопортрет в коричневом жилете - Эдгар Дега 1856.jpg

Эдгар Дега - Автопортрет в коричневом жилете - 1856



20-Этюд - Пьер Огюст Ренуар.jpg

Пьер Огюст Ренуар - Этюд



21-Консьерж месье Поля Берара - Пьер Огюст Ренуар 1879.jpg

Пьер Огюст Ренуар - Консьерж месье Поля Берара - 1879



22-Танцующая Иокаста - Пьер Огюст Ренуар.jpg

Пьер Огюст Ренуар - Танцующая Иокаста



23-Две танцовщицы - Эдгар Дега 1885.jpg

Эдгар Дега - Две танцовщицы - 1885



Наиболее значительная картина в коллекции Ремарка - работа Ван Гога "Железнодорожный подземный переезд в Арле", ранее она принадлежала известной актрисе Тилле Дюрье. Писатель приобрел картину в декабре 1933 года и отдал за нее весь гонорар, полученный за серию рассказов в американском журнале "Collier's". Эта работа - одна из самых больших радостей Ремарка. Где бы он ни жил, он будет брать ее с собой, в его гостиной перед его глазами всегда будет висеть городской пейзаж, наполненный пронзительным ощущением так хорошо ему знакомого отчаянного одиночества.



24-Желознодорожный мост на авеню Монмажур - Винсент Ван Гог 1888.jpg

Винсент Ван Гог - Желознодорожный мост на авеню Монмажур - 1888



Ремарк и его коллекция: "Чтобы каждый мой день был до краев наполнен красотой"



Tags: Ремарк, живопись, коллекция, скульптура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments