burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

История одной картины - "Водоём" Виктора Борисова-Мусатова

Борисов-Мусатов - Водоём - Третьяковская галерея.jpg

Виктор Борисов-Мусатов - Водоём - Третьяковская галерея, Москва

"Водоём" - картина русского художника Виктора Борисова-Мусатова в собрании Третьяковской галереи. В Русском музее находится её версия под названием "У водоёма".

Картина "Водоём" была написана летом 1902 года в Зубриловке - в самый счастливый период в жизни художника: критики отметили художника, его картины пользовались успехом, и девушка, в которую он долгое время был влюблён, дала ему согласие выйти замуж. Именно свою невесту Елену Владимировну Александрову (девушка, сидящая на берегу в синем платье), а также сестру Елену Борисову-Мусатову (стоящая девушка в розовом платье) художник изобразил на картине. Борисов-Мусатов не старался написать их портреты - он лишь передал образы двух молодых девушек.


Виктор Борисов-Мусатов - Автопортрет - (1904-1905).jpg

Виктор Борисов-Мусатов - Автопортрет - (1904-1905)


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870, Саратов - 1905, Таруса, Калужская губерния) - русский художник, живописец, мастер символических изображений "дворянских гнёзд".

Виктор Борисов-Мусатов родился в Саратове 2 (14) апреля 1870 года в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Отец был железнодорожным служащим. Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов - его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия - Борисов-Мусатов.

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника. В результате этого несчастного случая у него начал расти горб. Проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

В 1890-х годах учился изобразительному искусству в студии Саратовского общества изящных искусств, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в петербургской Академии художеств.

Учился также в студии Ф. Кормона в Париже. Был близок художникам "Мира искусства". В 1895 году путешествовал по Крыму и Кавказу. Борисов-Мусатов вступает в Союз русских художников.

С 1898 год жил в основном в Саратове. С 1901 года - в имении Зубриловка Саратовской губернии. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. В 1902 году было написано, пожалуй, главное произведение - полотно "Водоём". Этот год был счастливым для художника. В том же 1902 году Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой - будущей женой.

С 1903 года он жил в Подольске, а с 1905 года в Тарусе. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.

Борисов-Мусатов скончался в Тарусе 26 октября (8 ноября) 1905. Похоронен на окраине Тарусы, на высоком берегу реки Оки. На могиле художника в 1910 году был установлен памятник работы его однокашника-саратовца скульптора Александра Терентьевича Матвеева (1878-1960). В память о художнике место его захоронения называют Мусатовским косогором.






Виктор Борисов-Мусатов. Водоём / История одного шедевра


В этом выпуске "Истории одного шедевра" речь идёт о картине Виктора Эльпидифоровича Борисова-Мусатова (1870-1905) "Водоем" (1902), созданной в период расцвета мастерства художника, являющемся центральным произведением русского живописного символизма.
Творчество Борисова-Мусатова обращено к интуиции человека. Это мир прекрасных сновидений, полупрозрачным покровом застилающий мир реальный. Полотно трудно отнести к какому-либо конкретному жанру - это и не портрет, и не пейзаж, и не бытовой жанр, скорее, новая форма синтетической картины.




Борисов-Мусатов - Водоём - Русский музей.jpg

Виктор Борисов-Мусатов - "У водоём" - "Русский музей", Санкт-Петербург


Сестра Борисова-Мусатова Елена вспоминала:

"Глубокая осень в Зубриловке также увлекла брата по своим блеклым тонам красок умирающей природы... Возле дома, где он нас писал в солнечные летние дни, краски уже были печальные, серые, все гармонировало с темным осенним небом, покрытым тучами. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью".



Tags: Борисов-Мусатов, Россия, живопись, символизм, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments