burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Category:

Два автопортрета - Александра Дейнеки и Люсьена Фрейда

Александр Дейнека - автопортрет.jpg

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) - Автопортрет - 1948


Дейнека в трусах, Фрейд без трусов - если бы это были селфи, их бы забанил Facebook.


В 1948 году, когда был написан этот автопортрет, Александру Дейнеке было 49 лет. Он был заслуженным деятелем искусств РСФСР, профессором кафедры монументальной живописи. Так зачем ему - признанному мастеру, солидному человеку, без пяти минут юбиляру - понадобилось выходить к публике в трусах?

Дейнека всегда интересовался обнаженной натурой. Розовые, подтянутые строители коммунизма с его полотен никогда не злоупотребляли одеждой, придавая трудовым советским будням очертания едва ли не древнегреческого мифа. Нет сомнений в том, что Дейнека подписался бы под пассажем своего приятеля Маяковского про "бронзу мускулов и свежесть кожи". Позируя самому себе без галстука, он как бы сливался в едином физкультурном порыве с той страной, которую без устали воспевал. Впрочем, была и другая причина.

Это был непростой период. Художника упрекали в формализме, в том, что он поддался влиянию -разумеется, тлетворному - модернистов. Из руководителя Московского института прикладного и декоративного искусства его разжаловали в рядовые преподаватели. Его критиковали. Его картины признавали "идейно несостоятельными". И Дейнека написал себя таким - в распахнутом халате, боксерских трусах, с читающейся во взгляде готовностью отстоять следующие раунды, сколько бы их не потребовалось.

Он, конечно, слукавил. В 49 он - в прошлом боксер - был уже массивен и полноват. Свой брюшной пресс он приукрасил так же, как обычно приукрашивал действительность. Но сделал это не из тщеславия. Дейнека считал, что красоту экономить нельзя, цитировал в интервью Стендаля: "Никогда еще уродливое не было в такой чести". Искренне недоумевал, почему молодые художники "пишут таких уродов и кретинов". Он был патриотом. Он верил: для того, чтобы иные модернисты смотрели-завидовали, советскому художнику не требуется широких штанин.



Люсьен Фрейд - Автопортрет.jpg

Люсьен Фрейд (1922-2011) - Автопортрет - 1993



В сравнении с автопортретом Дейнеки автопортрет Люсьена Фрейда, написанный в 1993 году - следующий уровень доверительности: ни льстивых кубиков брюшного пресса, ни прямого решительного взгляда, ни трусов. "Докучливому и беспокойному соседу" (как отзывался о Фрейде критик Джон Расселл), сатиру в стоптанных башмаках - 71, но выглядит он старше. Увядшая плоть, потухший взгляд. Художник выглядит потерянным и беспомощным, кажется, он силится вспомнить, что и зачем делает. Сколько он стоит так с мастихином в руке - час, неделю, месяц? Дейнека верил, что человек - это красиво. Фрейду было интересно фиксировать, как человек превращается в тлен - он был приверженцем "агрессивной антисентиментальности". Судя по автопортрету, не испытывал Фрейд излишней сентиментальности и по отношению к себе.

В этом не было сверхидеи, концепции, авторской позиции. Фрейд не верил в "свободную волю" и считал, что "люди просто делают то, что им приходится делать". Его предназначением было наблюдать и фиксировать.
Впрочем, его авторская воля периодически выходила за границы предопределения. Кэролин Блэквуд - писательница и вторая жена Фрейда - говорила, что его картины это "не снимки физического облика модели в конкретный момент истории, а пророчества". Даже молодых и упругих Фрейд - сознательно или нет - старил не хуже приложения FaceApp.



Два автопортрета - Александра Дейнеки и Люсьена Фрейда



Tags: Великобритания, СССР, живопись, портрет, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments