burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Category:

Картина Сезанна из коллекции нацистского арт-дилера

1.jpg

Поль Сезанн - Гора Сент-Виктуар (1897)


Эта картина - возможно, самая известная в коллекции сына нацистского арт-дилера Корнелиуса Гурлитта, обнаруженной в 2012 году в его квартире в Мюнхене.
С 3 июля этого года картина выставлена в музее - впервые после Второй мировой войны.


Правнук французского постимпрессиониста Поля Сезанна и Бернский музей изобразительных искусств достигли соглашения по поводу пейзажа «Гора Сент-Виктуар», написанного в 1897 году.

Доподлинно неизвестно, как произведение Поля Сезанна попало к Хильдебранду Гурлитту. В годы правления нацистов этот торговец покупал картины, насильно изъятые у евреев или проданные по принуждению коллекционерами, которые отчаянно хотели покинуть Германию. Всю коллекцию этот человек оставил своему сыну Корнелиусу, который, в свою очередь, неожиданно завещал её Музею изобразительных искусств в Берне за несколько недель до своей смерти в 2014 году.

Швейцарский институт согласился принять лишь работы, чьё происхождение не будет вызывать вопросов. Однако с "Горой Сент-Виктуар" было не всё ясно. Пейзаж находился во владении семьи Сезанн до 1940 года, а затем его судьба изобилует пробелами, которые не смогли заполнить эксперты исследовательского проекта Gurlitt Provenance Research. "Мы лишь знаем, что картина была конфискована нацистами в Париже, но впоследствии вернулась владельцам, - сказала директор музея в Берне Нина Циммер. - Нацисты их не преследовали. В 1947 году Гурлитт упомянул произведение в письме".



2.jpg

Поль Сезанн - Крыши. Равнина в Провансе (1885)



Пейзаж Сезанна "Гора Сент-Виктуар" стал ещё одним произведением художника в коллекции Бернского музея изобразительных искусств наряду с картиной "Крыши. Равнина в Провансе".

Теперь дилемма разрешена, благодаря соглашению между учреждением и семьёй художника в лице его правнука Филиппа Сезанна. Потомки согласились признать швейцарский музей законным владельцем произведения в обмен на возможность регулярно выставлять его в небольшом Музее Гране в родном городе живописца - Экс-ан-Провансе. Особо подчёркивается, что решение было принято без финансовой подоплёки.

Сейчас этот горный пейзаж стал экспонатом выставки "Гурлитт: оперативные данные. Часть 2: нацистские кражи и их последствия" (выставка действует до 15 июля). В неё вошли 40 картин и столько же акварелей Сезанна с изображением горы Сент-Виктуар. Позже работа, возможно, будет вывешена рядом с другими произведениями живописца из коллекции музея, в том числе - автопортретом "Портрет художника в широкополой шляпе", натюрмортом и ещё одним пейзажем.



3.jpg

Поль Сезанн - Портрет художника в широкополой шляпе, (1879-1880)


Потомки Сезанна и музей в Берне договорились о картине из коллекции Гурлитта




Tags: Поль Сезанн, Франция, импрессионизм, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments