burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

История одной картины - "Капризница" Антуана Ватто

Антуан Ватто - Капризница.jpg

Антуан Ватто - Капризница - около 1718


Жан Антуан Ватто (Jean Antoine Watteau), (1684, Валансьен - 1721, Ножан-сюр-Марн), - в литературе упоминается по среднему имени - Антуан Ватто) - французский живописец первой трети XVIII века, чье творчество стало прологом общеевропейского стиля рококо.

"Капризница" (от французского La Boudeuse, дословно "Надувшая губы") - картина французского художника Антуана Ватто. Датируемая периодом между 1716 и 1719 годами, картина на протяжении долгого времени находилась в Англии в собраниях Роберта Уолпола и его потомков; сменив нескольких нескольких владельцев в середине XIX века, она вошла в собрание рода Строгановых в Санкт-Петербурге, откуда вскоре после революций 1917 года перешла в собрание Государственного Эрмитажа.

"Капризница" представляет собой довольно редкий пример двухфигурной парковой композиции, считающийся одной из лучших "галантных сцен" позднего периода творчества Ватто при том, что его авторство стало устоявшимся фактом лишь во второй половине XX века. Картина изображает молодую пару посреди паркового пейзажа.





Эдвард Элгар - Капризница (La capricieuse)
Скрипка - Иври Гитлис



На картине изображены молодая женщина в тёмно-оливковом платье и её кавалер в жёлтом кафтане и малиновом берете со страусиным пером. Пара находится в парке, девушка сидит на каменном постаменте спиной к своему кавалеру и имеет несколько капризное выражение лица. Вдали видна прогуливающаяся пара и группы людей, сидящих на траве.

По оценкам советского искусствоведа Инны Немиловой, поддерживаемых рядом других исследователей, "Капризница" могла быть написана около 1718 года, предположительно до или во время поездки Ватто в Англию. Некоторые исследователи, в частности Жак Матей и Марианна Ролан-Мишель, предлагали более ранние датировки периодом от 1715 до 1717 года; Пьер Розенберг, считавший позицию Немиловой вполне убедительной, относил работу к 1717 году.

Достоверно известно, что после смерти Ватто "Капризница" уже находилась в Англии в собрании Саломона Готье (Salomon Gautier) - торговца картинами, близкого знакомого художника и критика Роже де Пиля. На устроенной после его смерти распродаже в 1726 году картина значится со следующим описанием:"Мужчина и женщина сидящие, (кисти) Ватто" ("a Man and a Woman sitting, Watteau"). Через некоторое время - в период после 1736 года - работу приобрел премьер-министр Великобритании сэр Роберт Уолпол. Возможно, картина могла в то время находиться в резиденции премьер-министра либо в поместье Хоутон-холл. После смерти Роберта Уолпола картину унаследовал его сын писатель Хорас Уолпол - он выкупил работу за 3 фунта 3 шиллинга на распродаже собрания отца, устроенной 13-14 июля 1751 года, и в скором времени переместил в своё имение Строберри-Хилл. В собственности Уолполов она находилась до 1842 года. Во время растянувшегося на месяц аукциона картину купил за 39 гиней некто Эмери, живший на Бьюри-стрит, дом 5. У Эмери "Капризница" находилась очень недолго: в скором времени она оказывается у графа - впоследствии герцога - де Морни. Пробыв у последнего менее чем десятилетие, она - под названием "Беседа" (La Conversation) - была выставлена на аукцион 24 мая 1852 года и приобретена за 1700 франков Анри Дидье (Henri Didier). У Дидье картина находилась также недолго и вскоре попала в собрание некоего Фероля, в составе которого была вновь выставлена на аукцион в январе 1856 года под тем же названием, что и в 1852 году.

Возможно, что на распродаже Фероля либо после неё картина была приобретена графом Павлом Строгановым и перевезена в его дом на Сергиевской улице. После смерти Строганова в 1911 году картина переехала в родовой дворец Строгановых на Невском проспекте. После Октябрьской революции всё имущество Строгановых было национализировано и во дворце был образован музей, который, однако, вскоре был упразднён и в 1923 году картина поступила в состав собраний Государственного Эрмитажа. В настоящее время "Капризница" выставляется в Зимнем дворце в зале 284.


В 1972 году Министерством связи СССР была выпущена почтовая марка с репродукцией этой картины, номинал марки - 16 копеек (№ 4159 по каталогу ЦФА).



Антуан Ватто - Капризница - марка СССР - 1972.jpg

Антуан Ватто - Капризница - марка СССР - 1972



Известен лишь один рисунок Ватто, связываемый с "Капризницей" - изображение мужской головы в берете, находящееся в собрании Лувра. В своём каталоге Карл Паркер и Жак Матей считали его подготовительным для картины, однако Инна Немилова отвергала это мнение, считая этот рисунок никак не связанным с изображением мужчины на картине. Того же мнения придерживался Розенберг. Эйдельберг же указывает, что лист обрезан как минимум с трёх сторон - исходя из этого он предлагает считать рисунок частью этюда большего размера, на котором могло присутствовать несколько зарисовок с этой же модели. Это, как считает американский исследователь, может объяснить различия между рисунком и конечным полотном - берет и перо на картине показаны под другим углом, чем на рисунке, а левая щека видна меньше.

"Капризнице" по стилю и технологии близка находящаяся в дрезденской Галерее старых мастеров картина "Праздник любви" (холст, масло, 63,1 × 75,2 см), датируемая Элен Адемар периодом около 1717-1718 годов. На ней почти полностью повторена фигура и поза мужчины с эрмитажной картины, только изменён цвет его одежды.



Антуан Ватто - Праздник любви.jpg

Антуан Ватто - Праздник любви - Галерея старых мастеров, Дрезден




Tags: Франция, живопись, история, музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments