burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Category:

Шляпы Ван Гога

1-1.jpg    1-2.jpg


Два портрета из собрания Музея Ван Гога в Амстердаме, изображающие Винсента и его брата Тео, вот уже несколько лет являются предметом постоянных дебатов о личностях их героев. Долгое время две небольшие картины, написанные в 1887 году, когда братья вместе жили на Монмартре, считались автопортретами, на которых Винсент носит две разные шляпы. Однако восемь лет назад музей установил, что человек в фетровой шляпе - это сам художник, а в соломенной - Тео.

Эта гипотеза, как пишет The Art Newspaper, теперь будет оспорена на выставке "Внутренний круг Ван Гога: друзья, семья, модели". Экспозиция будет работать с 21 сентября 2019-го по 12 января 2020 года в Музее Северного Брабанта в нидерландском городе Хертогенбос в Нидерландах.


Её приглашённый куратор Шьаар ван Хёгтен хорошо знает эту пару портретов, поскольку был руководителем коллекций в Музее Ван Гога. Ныне, будучи независимым искусствоведом, он считает, что бывшие коллеги ошибаются. По его мнению, человек в соломенной шляпе - это Винсент, а в фетровой - Тео.

Когда личности портретируемых были впервые поставлены под сомнение в 2011 году, это стало большим сюрпризом. Считалось, что Винсент, который известен своей небрежностью в одежде, носит соломенную шляпу, в которой удобно писать на пленэре. А вот его брат, респектабельный торговец произведениями искусства, наверняка носил бы более официальную фетровую шляпу. У Винсента в Париже вообще такой не было, свидетельствует шурин Тео.



2.jpg

Винсент Ван Гог - Автопортрет, или Портрет Тео Ван Гога - 1887



Восемь лет назад амстердамский музей объяснил, что братья поменялись шляпами, вероятно, "в шутку".

Луи ван Тилборг, старший исследователь учреждения и выдающийся специалист по парижскому периоду художника, предположил, что Винсент сыграл на том, что часто изображал себя на автопортретах в соломенной шляпе. Поэтому обмен головными уборами с Тео был "семейной шуткой". "Похоже, что братья надели шляпы друг друга", — заключил он.

Доказывая, что человек в соломенной шляпе - это Тео, Ван Тилборг опирался на физические характеристики лица. Он указал, что борода у младшего брата охристого цвета, а не оранжево-красная, как у Винсента, а также аккуратно подстрижена - в отличие от более небрежной у художника. Кроме того, ухо у Тео округлое, как на его фотографиях, в то время как другие автопортреты Винсента свидетельствуют, что него были более мясистые уши.



3.jpg

Винсент Ван Гог - Автопортрет в серой фетровой шляпе - 1887



Однако Шьаар ван Хёгтен в интервью The Art Newspaper выразил сомнение, что Винсент изобразил бы Тео в довольно небрежном летнем наряде, сам будучи одет как уважаемый джентльмен. Кроме того, по его словам, у Тео были светлые серо-голубые глаза, а, судя по автопортретам Винсента, его глаза были зеленоватыми (художник часто изображал их зелёными, иногда голубоватыми, иногда тёмными, но никогда не серовато-голубыми, как у человека в фетровой шляпе). На ещё одном автопортрете в соломенной шляпе один глаз у Винсента зелёный, другой - голубой.



4.jpg

Винсент Ван Гог - Автопортрет в соломенной шляпе - Сентябрь 1887



Музей Ван Гога признал, что Ван Хёгтен, возможно, прав насчёт человека в соломенной шляпе. Учреждение дало картине новое название: "Автопортрет, или Портрет Тео Ван Гога".

В опубликованном на днях заявлении говорится: "В свете того, что мы имеем дело с написанными портретами, а не фотографиями, по-прежнему сложно взвесить аргументы относительно физического сходства; в конце концов, существует множество причин, по которым художник мог отклониться от реальности". Именно из-за этой неопределённости музей пошёл на необычный шаг, дав картине двойное название.

Однако по-прежнему сохраняются разногласия относительно другого портрета - того, что с фетровой шляпой. Музей Ван Гога считает, что это автопортрет , так как он так похож на другой общепринятый образ Винсента, хранящийся в Рейксмузеуме в том же Амстердаме. Однако Музей Северного Брабанта не согласен с этим аргументом и выставит картину как "Портрет Тео Ван Гога". Повесив рядом два изображения мужчин в разных головных уборах, кураторы дадут возможность посетителям и учёным самим решить, кто перед ними.

Неизвестно о других портретах Тео кисти его брата, поэтому так важно выяснить, кто есть кто в этой паре. Сложность заключается в том, что оба были очень похожи.



5.jpg

"Автопортрет" (1887) Винсента Ван Гога из коллекции Рейксмузеума



6.jpg

Снимок 15-летнего Тео, считавшийся портретом Винсента



Спор о паре картин перекликается с аналогичным - по поводу подростковых фотографий. Речь идёт о снимке мальчика, который всегда считался изображением 13-летнего Винсента. Однако в ноябре 2018 года были опубликованы результаты исследования семейной переписки, свидетельствующие, что на самом деле это Тео в 15 лет.

Поскольку младший брат играл важнейшую роль в жизни старшего, любопытно узнать, как же его изображал художник. После выставки Музее Северного Брабанта пара портретов вернётся в Амстердам и вновь будет висеть рядом в Музее Ван Гога.



Шляпы Ван Гога



Tags: Ван Гог, Нидерланды, живопись, музей, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments