burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

Рассматривая картину Мане...

Эдуард Мане - Олимпия.jpg

Эдуард Мане - Олимпия - 1863
Музей Орсе, Париж


Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet), (1832, Париж - 1883, Париж), - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Эдуард Мане родился в доме 5 по улице Бонапарта в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре в семье Огюста Мане, главы департамента Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери французского дипломата, бывшего консулом в Гётеборге. Шведский король Карл XIII был крёстным отцом матери Мане.



Анри Фантен-Латур - Портрет Эдуарда Мане.jpg

Анри Фантен-Латур - Портрет Эдуарда Мане


Благодаря дядюшке Эдмону, брату матери, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь.

1850-1856 - Мане учился живописи в мастерской Тома Кутюра. 1858-1859 - написал первую большую картину "Любитель абсента".

В 1863 и 1864 годах Мане выставляется как в Салоне отверженных, так и в официальном салоне, где его новые картины, особенно «Завтрак на траве» вызвали резкое негодование со стороны критиков. Пик неприятия выпадает на 1865 год, когда Мане выставил в салоне свою (знаменитую ныне) "Олимпию" - картину, найденную его современниками крайне непристойной и вульгарной и спровоцировавшую грандиозный по тем временам скандал.

Начиная уже с 1874 года, Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда импрессионизмом (в связи с этим стоит также отметить дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионизма как нового течения в живописи).

В декабре 1881 года по рекомендации Антонена Пруста, друга детства художника и нового министра культуры, Мане был награждён орденом Почётного легиона.

В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Вскоре оказалось, что он болен атаксией - нарушением координации движений. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели.

Преодолевая проявление болезни, Мане написал последнее большое масляное полотно "Бар в "Фоли-Бержер"", которое с энтузиазмом было воспринято в Салоне в 1882 году. В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта - даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. 19 апреля 1883 года Эдуард Мане переносит тяжелейшую операцию по ампутации левой ноги, а через 11 дней, несмотря на первые симптомы кажущегося выздоровления, 30 апреля 1883 года художник умирает в страшной агонии. На его похороны собрался весь артистический Париж.


1.gif



В XIX веке, когда обнаженной натурой никого было не удивить, Эдуар Мане написал голую проститутку и разразился скандал до небес. Сам автор сенсации на такое не рассчитывал.

В 1865 году на Парижском салоне разразился чуть ли не самый крупный скандал за всю его, на тот момент почти двухвековую, историю. Перед одной из картин пришлось выставить вооруженную охрану, чтобы защищать произведение от негодующей толпы. Возмущенные посетители пытались плюнуть на полотно, ударить его тростью или зонтом. Критики клеймили картину за цинизм и разврат и заклинали оградить от этого чудовищного зрелища беременных женщин и юных дев.

Казалось бы, что отличало обнаженную девушку с картины Мане от "Венер", "Сусанн", "Купальщиц" и прочих ню, которые в середине XIX века присутствовали на каждой выставке? Но его Олимпия не была ни персонажем мифа или древней истории, ни аллегорией, ни отвлеченным примером женской красоты. Судя по бархотке на шее и туфлям, художник изобразил современницу, причем все, включая название картины, однозначно указывало на профессию девушки.

Название картины усугубляло ее "неприличие". Одну из героинь популярного романа (1848) и одноименной драмы (1852) Александра Дюма-Младшего "Дама с камелиями" звали Олимпией. В Париже середины XIX столетия это имя какое-то время было нарицательным для дам полусвета. Не известно в точности, в какой степени название картины было навеяно произведениями Дюма и кому - самому художнику или кому-то из его друзей - принадлежала идея переименовать "Венеру" в "Олимпию", но это название прижилось. Спустя год после создания картины поэт Захари Астрюк, французский скульптор, художник и искусствовед, воспел Олимпию в поэме "Дочь острова".

. . .

Лишь успеет Олимпия ото сна пробудиться,
Черный вестник с охапкой весны перед ней;
То посланец раба, что не может забыться,
Ночь любви обращая цветением дней.

. . .

Захари Астрюк (1835-1907)


Мане оскорбил не только нравственность, но и эстетическое чувство парижан. Сегодняшнему зрителю стройная Олимпия кажется не менее привлекательной, чем женственная тициановская Венера с ее округлыми формами. Но современники Мане видели в Олимпии излишне худощавую, даже угловатую особу с неаристократическими чертами лица.
Лежащая на разобранной постели девушка с картины Мане смотрит прямо на зрителя откровенным и немного циничным взглядом - как на только что вошедшего клиента, и это злило респектабельных (по крайней мере, на публике) столичных буржуа.
На выставке злополучную работу перевесили в дальний зал почти под потолок, чтобы никто не мог ее повредить. Признание, как это нередко случается, пришло к шедевру уже после смерти художника.

1. Поза героини и композиция картины - прямая отсылка к "Венере Урбинской" Тициана Вечеллио. "Олимпия" - своего рода осовремененная версия шедевра эпохи Ренессанса - как бы пародирует его во многих деталях.



Тициан - Венера Урбинская.jpg

Тициан Вечеллио - Венера Урбинская - 1538
Галерея Уффици, Флоренция



2. Модель. Представительница парижской богемы, натурщица Викторина Мёран, за миниатюрность прозванная Креветкой, послужила моделью не только для Олимпии, но и для многих других женских образов с картин Мане. Впоследствии она и сама пыталась стать художницей, но не преуспела. Искусствовед Филис Флойд полагает, что одним из прототипов Олимпии стала самая обсуждаемая куртизанка тех лет - Маргарита Белланже, любовница императора Наполеона III.



1.jpg



3. Мюли, или пантуфли. Такие туфли без задников - распространенная домашняя обувь того времени. Снятая туфля - эротический символ, знак утраченной невинности.



2.jpg  3.jpg



4. Браслет и серьги. Они повторяют украшения Венеры с полотна Тициана, подчеркивая связь между двумя картинами.



4.jpg



5. Цветок. Волосы Олимпии украшает орхидея - афродизиак.
6. Жемчуг. Атрибут Венеры, богини любви.



5.jpg



7. Кошка. Символ женской сексуальной распущенности. На картине Мане она на том же месте, где на полотне Тициана собака - символ супружеской верности ("Венера Урбинская" посвящена радостям брака, изначально предназначалась для украшения сундука с приданым невесты).



6.jpg



8. Букет. Традиционное подношение куртизанкам от их клиентов.



7.jpg



9. Служанка. В то время как на картине Тициана служанки Венеры-невесты раскладывают по сундукам ее приданое, у Мане служанка несет хозяйке своеобразный "задаток" от клиента. Некоторые дорогие проститутки в Париже XIX века держали темнокожих прислужниц, чья внешность навевала ассоциации с экзотическими удовольствиями восточных гаремов.



Рассматривая картину Мане...



Tags: Франция, живопись, импрессионизм, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments