burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Category:

Наслаждение цветом Анри Мангена

1.jpg

Анри Манген - Спящий мальчик (1912)


Фонд "Эрмитаж" в Лозанне этим летом представляет масштабную выставку работ Анри Мангена, художника, который любил цвет и которого поэт Гийом Аполлинер назвал «сладострастным живописцем». Основное внимание уделяется началу карьеры Мангена, в частности, его фовистскому периоду. Он дерзнул бросить вызов общепринятым стандартам вместе со своими товарищами, подчас превосходя их в поисках новых средств выражения с помощью цвета. Роскошные хроматические картины того периода отражают редкий талант француза.



2.jpg

Анри Манген - Автопортрет (1905), частная коллекция


Анри Манген (1874-1949) прославлял радость жизни через аркадийские темы, ню, средиземноморские пейзажи, сцены семейного быта и натюрморты. Ещё в годы обучения у Гюстава Моро он открыл импрессионизм и неуклонно выражал радостную чувственность.

На выставке "Анри Манген. Наслаждение цветом" представлено около сотни живописных работ, акварелей и рисунков. Первый раздел посвящён годам формирования художника, затем акцент смещается к фовистскому периоду и работам из Сен-Тропе, на которых яркая природа Средиземноморья передана насыщенными цветами. Эти ослепительные работы - в основном пейзажи и ню - передают подъём, который испытывал Манген в окружавшем его раю и который вывел его творчество на высоту.

Набор рисунков и акварелей, дополняющий полотна, иллюстрирует раннее использование техник, сыгравших ключевую роль в поиске композиционного баланса и освобождении цвета на заре XX века.



3.jpg

Цветущий миндаль (1907)



Анри Манген решил стать художником в пятнадцатилетнем возрасте, и первые уроки рисования получил в Школе декоративных искусств. Там он подружился с Альбером Марке и Жоржем Руо, а позже - с Анри Матиссом, который посещал вечерние классы. Вместе они поступили в Школу изящных искусств, где их наставником стал Гюстав Моро. Учитель давал своим студентам большую свободу, и они высоко оценили его толерантное отношение. Несколько лет спустя молодые люди и примкнувшие к ним Андре Дерен, Морисом де Вламинк и Рауль Дюфи организовали новое движение — фовизм.

После смерти Моро в 1898 году Манген оставил школу, а год спустя переехал в дом на улице Бурсо вместе с Жанной Каретт - женой и любимой моделью. Будучи сыном состоятельных родителей, он построил в саду разборную студию, созвал туда бывших однокашников и нанял им моделей для работы.



4.jpg

У окна, улица Бурсо (1904), частная коллекция



5.jpg

Клод в красном за чтением» (1909), частная коллекция



В октябре 1904 года Манген впервые приехал в Сен-Тропе и снял дом, который только освободил Матисс, проводивший там лето. По соседству проживал Поль Синьяк, и оба художника, влюблённые в цвет, стали друзьями. За две недели Манген написал несколько акварелей и десять картин, в частности, "Сен-Тропе, закат". Это полотно воспевает спокойствие Средиземноморья после окончания туристического сезона. В такой обстановке цвет на его произведениях приобрёл насыщенность, отражая восторг, который испытывал художник.



6.jpg

Сен-Тропе, закат (1904)



Насыщенные тона Манген продолжил изучать зимой в Париже ("Гравюры" и "Причёска"), а следующим летом вернулся в Сан-Тропе. Помимо Синьяка он также познакомился с другими постимпрессионистами - Анри Кроссом и Тео ван Рейссельберге. "Я считаю, что юг был очень познавателен для меня, и я возвращаюсь если не довольный собой, то, по крайней мере, с впечатлением от великой красоты и с пониманием множества вещей, до сих пор неизвестных", - писал Манген в сентябре Матиссу.



7.jpg

Гравюры (1905)



18 октября 1905 года открылся Осенний Салон, где бывшие ученики Гюстава Моро выставили свои произведения в зале № 7. Манген показал пять картин, написанных летом. Все они были посвящены природе и свету юга Франции, демонстрируя исключительное мастерство и свободу в работе с цветом. Именно тогда критик Луи Воксель, характеризуя творчество художников, написал знаменитую фразу "Донателло среди диких зверей [fauves, фов]", давшую название новому движению.



8.jpg

Жанна на балконе, вилла Демье (1905), частная коллекция



9.jpg

Сиеста (Жанна в шезлонге), (1905), частная коллекция



Несмотря на попытку прессы оскандалить новаторов, Манген продал тогда все выставленные работы. А в следующем году галеристы Эжен Дрюэ и Амбруаз Воллар приобрели 142 его полотна. Так в возрасте тридцати одного года Анри Манген начал свой путь к успеху.

В последующие годы художник оставался верен тем особенностям, которые сделали его знаменитым, в частности, простоте форм и ослепительным хроматическим гармониям. Он не отказался и от чистых тонов или кричащих цветов фовистского периода. Его тщательно продуманные, гармоничные пейзажи с их сбалансированной композицией отсылают зрителя к Сезанну и классическим традициям.

"Я на самом деле не считаю, что школа, которую ненавидят молодые, так ужасна. Мы все прошли через неё, и то, что делаем - не так уж плохо. Главное - выбраться из неё. Но не думайте, что должны выбраться, если никогда там не были", - писал Анри Манген.



Ретроспектива Анри Мангена "Наслаждение цветом" в Фонде "Эрмитаж" в Лозанне продлится до 28 октября 2018 года.


По материалам официальных сайтов Фонда "Эрмитаж" в Лозанне (Швейцария) и Музея импрессионизма в Живерни (Франция).


В Лозанне открылась ретроспектива "сладострастного фовиста" Анри Мангена



Tags: Анри Манген, живопись, фовизм, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments