burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Category:

История одной картины - "Кандавл, царь Лидии..." Уильяма Этти

Уильям Этти - Кандавл царь Лидии украдкой показывает свою жену Гигу одному из своих слуг когда она ложится в кровать - 1830.JPG

Уильям Этти - Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу, одному из своих слуг, когда она ложится в постель - 1830


Уильям Этти (William Etty), (1787, Йорк — 13 ноября 1849, Йорк), - английский живописец. Известен как выдающийся колорист. Главной темой его творчества стала обнажённая женская натура.


Основой для сюжета картины послужила сцена из произведения Геродота "История", в которой Кандавл, царь Лидии, считавший свою жену Нису самой красивой женщиной, приглашает своего любимого телохранителя Гига спрятаться в своей спальне и посмотреть, как его жена будет раздеваться, чтобы показать ему её красоту. Гиг неохотно спрятался за дверью и наблюдал за Нисой. После этого он быстро выскользнул из комнаты, что было замечено Нисой, однако мужу она об этом ничего не сказала.

На следующий день Ниса призвала к себе Гига и осудила его за нарушение обычаев. Выбор у Гига был невелик: либо убить Кандавла, либо самому быть казнённым. Естественно, что он согласился убить своего хозяина. На следующий вечер Гиг спрятался за той же дверью, за которой наблюдал за раздевавшейся Нисой, и убил Кандавла, пока тот спал, после чего женился на его вдове и стал царём Лидии. Он стал основателем династии Мермнадов и правил Лидией тридцать восемь лет.

На картине показан тот момент, когда Ниса, не зная, что за ней наблюдает ещё кто-то, кроме её мужа, снимает с себя последние одежды.


Уильям Этти сначала поступил в ученики к печатнику в Халле, а по завершении семилетнего обучения переехал в Лондон, намереваясь стать художником. Он находился под сильным влиянием работ Тициана и Рубенса. Сначала Уильяма Этти подстерегали неудачи на тернистом пути художника: все его работы, представленные членам Королевской академии художеств и Британского института, были либо отвергнуты, либо не удостоены должного внимания во время выставок. Только в 1821 году Королевская академия приняла и выставила одну из его работ - "Торжество Клеопатры" (The Triumph of Cleopatra), или "Прибытие Клеопатры в Киликию" (The Arrival of Cleopatra in Cilicia). Картина была очень хорошо принята, и многие из коллег-художников Этти восхищались его мастерством. В 1828 году он был избран королевским академиком.



Уильям Этти - Прибытие Клеопатры в Киликию - 1821.jpg

Уильям Этти - Прибытие Клеопатры в Киликию - 1821



После успеха "Клеопатры", в течение следующего десятилетия Этти пытался повторить свой успех, работая в жанре ню с опорой на библейские, мифологические или литературные сюжеты. С 1820 по 1829 год он создал пятнадцать картин, из них четырнадцать с обнажённой натурой. В то время как некоторые картины зарубежных художников этого жанра находились в английских частных коллекциях, в самой Англии не сложилось традиции живописи обнажённой натуры, а выставка картин жанра ню и их распространение были запрещены в 1787 году Прокламацией для противодействия пороку. Этти стал первым британским художником, специализировавшемся на изображении обнажённой натуры, и реакция низших классов на его картины вызывала озабоченность общественности на протяжении всего XIX века. Хотя его картины с обнажёнными мужчинами, как правило, хорошо принимались, благодаря сюжетам с мифологическими героями и классической борьбой, которые в Англии считались приемлемыми, многие критики осуждали Этти за неоднократные изображения женской наготы, называя их "неприличными".


Создавая своё полотно "Уильям Этти - Кандавл, царь Лидии, украдкой показывает свою жену Гигу, одному из своих слуг, когда она ложится в постель", Уильям Этти надеялся, что зрители вынесут из сюжета его картины моральный урок, заключающийся в том, что женщины не являются имуществом, и что те, кто нарушает их права, будут справедливо наказаны.

Но картина сразу же была осуждена прессой как циничная комбинация порнографического изображения с насильственным и неприятным сюжетом, и почти единодушное мнение общественности заключалось в том, что работа не подходит для публичной выставки. В "Literary Gazette" картина была названа идущей "против порядочности и хорошего вкуса", а Этти обвинялся в том, что следует тенденции "унижения чувственности", которую можно было бы ожидать от иностранца, а не от "чистой" английской школы живописи. Была раскритикована и сама тема картины, так как, "в качестве академического исследования, центральная фигура в этой группе может быть допустима, но, в связи с позорной историей, она заслуживает хорошего порицания".

В одном из самых влиятельных женских журналов Великобритании того времени, "La Belle Assemblée", высоко оценили другие работы Этти на летней выставке, но отказались выразить мнение по поводу картины с Кандавлом, отметив, что "... для нас эта тема настолько оскорбительна, что мы не можем это передать". Даже британский искусствовед Александр Гилкрист, бывший одним из главных сторонников Этти, в его биографии 1855 года отозвался о картине как о "почти единственном случае среди работ Этти, с бесспорно неприятной, если не сказать неприемлемой, темой".


Нужно сказать, что эта тема и раньше, и позже присутствовала в картинах художников. Правда, эти художники не были англичанами.



Якоб Йорданс - Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу - 1646.jpg

Якоб Йорданс - Царь Лидии Кандавл показывает свою жену Гигу - 1646



Жан-Леон Жером - Царь Кандавл - 1859.jpg

Жан-Леон Жером - Царь Кандавл - 1859



Несмотря на враждебность, с которой картину Уильяма Этти встретили критики, вскоре она была куплена неким Робертом Верноном, сделавшим состояние на продаже лошадей Британской армии и использовавшему вырученные деньги на приобретение произведений искусства. В 1847 году он подарил свою коллекцию нации, и картина с Кандавлом стала источником смущения уже для правительства.
В 1929 году работа была помещена в недавно расширенную галерею "Тейт" (Tate Britain), где и находится по сей день.

А что же Уильям Этти? Вскоре после обвинения его со стороны прессы в изображении непристойности и отсутствии творческого вкуса, он решил написать картину, укладывающуюся в рамки морали того времени. Результатом стала работа 1832 года "Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности" (The Destroying Angel and Daemons of Evil Interrupting the Orgies of the Vicious and Intemperate), которая была воспринята многими как отказ от его ранних, более порнографических произведений.



Уильям Этти - Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности - 1832.jpg

Уильям Этти - Уничтожение ангелом демонов зла и прерывание оргии порочности и несдержанности - 1832



Уильям Этти оставался известным художником обнажённой натуры, но с 1832 года предпринимал сознательные усилия для изображения в своих работах уроков нравственности. Несмотря на это, он по-прежнему рассматривался многими как порнограф, что продолжалось долгое время и после его смерти в 1849 году. В конце 1882 года, в статье журнала "Vanity Fair" рецензент отметил, что "... я слишком хорошо знаю, как грубы спутники женщин перед картинами, такими как купальщица Этти. Я видел банды прогуливающихся вокруг рабочих, и я знаю, что их художественный интерес к изучению наготы категорически возмутителен". Под "купальщицей Этти", критик подразумевал картину "Мусидора: купальщица, встревоженная дуновением ветра", которая тоже находится в лондонской галерее "Тейт".



Уильям Этти - Мусидора купальщица встревоженная дуновением ветра - 1846.jpg

Уильям Этти - Мусидора: купальщица, встревоженная дуновением ветра - 1846





Tags: Великобритания, живопись, история, художники
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments