burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

История одной картины - "Турецкая баня" Жана Огюста Доменика Энгра

Жан Огюст Доминик Энгр - Турецкие бани - 1862.png

Жан Огюст Доминик Энгр - Турецкая баня - 1862


Картина "Турецкая баня" (Le bain turc) - тондо диаметром 110 см, находится в Лувре. На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке восточного гарема.
Этой картиной восьмидесятидвухлетний художник подводил своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, "Турецкая баня" является венцом его поисков в этом направлении.


Художник начал работу над полотном в 1859 году, и первоначально картина была прямоугольной. В этом же, 1859 году, её купил принц Бонапарт.



Картина - Турецкая баня в 1859 году - Фотография Шарля Марвиля.jpg

Картина "Турецкая баня" такая, какой она была в 1859 году
Фотография Шарля Марвиля



Однако некоторое время спустя Энгр возобновил работу над картиной и превратил её в тондо, одновременно переписав некоторые фигуры. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году. Подпись художник дополнил указанием на свой возраст: "Aetatis LXXXII".

На первый взгляд композиция "Турецкой бани" производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура - почти полное повторение "Купальщицы Вальпинсона" (иное название "Большая купальщица", 1808).



Жан Огюст Доминик Энгр - Купальщица Вальпинсона - 1808.jpg

Жан Огюст Доминик Энгр - Купальщица Вальпинсона, или Большая купальщица - 1808

"Купальщица Вальпинсона" - картина Жана Огюста Доминика Энгра, написанная им в 1808 году. Также известна под названием "Большая купальщица" (La Grande Baigneuse). С 1879 года и по сей день хранится в Лувре. Написанная в Риме, в период учёбы Энгра во Французской академии, картина первоначально называлась "Сидящая женщина". Нынешнее название картина носит по фамилии одного из прежних владельцев - Леонарда Вальпинсона.



Спина женщины в чалме в картине "Турецкая баня", играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.

Две женские фигуры, полулежащие справа, не имеют аналогов в западном изобразительном искусстве. По мнению Кеннета Кларка (Кеннет Маккензи Кларк, барон Кларк (Kenneth McKenzie Clark, Baron Clark), (1903-1983), - британский писатель, историк, крупный специалист в области истории искусств), в "Турецкой бане" обнажённые женщины вызывают реминисценцию со скульптурой храмов Южной Индии.

Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.
Мягкий свет дополняет общий колорит. Золотистый тон картины - тон наготы - оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.

Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году она была передана в Лувр Обществом друзей Лувра.
Автор двухтомника "История Французской живописи" Пьер Франкастель считал "Турецкую баню" лучшим произведением Энгра.





Жан Огюст Доменик Энгр. Цвет времени - Телеканал Культура





Tags: Жан Огюст Доменик Энгр, Франция, живопись, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments