burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

Тайны галантных празднеств

Паломничество на остров Киферу - Лувр.jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Паломничество на остров Киферу (1717) - Лувр


Сюжет картины изображает аллегорическое паломничество современных Антуану Ватто персонажей на остров Киферу. Реально существующий остров, иногда именуемый в латинском варианте - Цитера(греческое Κύθηρα), расположен в Эгейском море к югу от Пелопоннеса и считается одним из главных культовых центров богини любви и красоты Афродиты (от названия острова происходит и одно из именований богини - Афродита Киферийская).
Считается, что Ватто наложил на эту мифологическую подоснову один из сюжетных мотивов популярной в его годы комедии Флорана Данкура "Три кузины", в котором упоминался чудесный остров, откуда ни одна девушка не возвращается без поклонника или мужа.



Поездка на Киферу

Шарль Бодлер


Я сердцем радостно кружил вокруг снастей
И птицей в синеве носился беззаботно,
Корабль медлительно качал свои полотна,
Как ангел во хмелю от солнечных лучей.

Как называется, спросил я, остров мрачный?
- Кифера, был ответ, известный в песнях край,
Седых проказников игриво-пошлый рай,
А, впрочем, островок достаточно невзрачный.

- Земля сердечных тайн и чувственных услад!
Витает над тобой великолепной тенью
И в душу льет тебе любовное томленье
Венеры давних дней нетленный аромат.

Зеленых миртов край, пестреющий цветами,
Чей культ среди людей не будет знать конца,
Где в обожании молитвенном сердца
Уносит к небесам во вздохов фимиаме...

...

1857



Первый вариант "Паломничества на остров Киферу" был создан Ватто в качестве обязательной картины для баллотирования в полные члены Королевской академии художеств. Этому предшествовала его первая попытка вступления в Академию и неудача в конкурсе 1709 года на получение стипендии для поездки в Рим. Вторая попытка вступления растянулась на пять лет: в 1712 году Ватто принимают кандидатом, но обязательную картину для прохождения в полные члены Академии он выполняет лишь в 1717 году. К этому времени живописные произведения Ватто, которые получили у современников условное название "галантных сцен", имели столь широкий успех, что это дало возможность членам Академии не рассматривать его вступительную работу в обязательной системе классических жанров. Для Ватто было сделано исключение: его картине был присвоен специальный статус "галантное празднество", тем самым Академия признавала заслуги художника.

Запись в протоколе собрания Королевской академии художеств от 28 августа 1717 года гласила: "Сьер Антуан Ватто, живописец, родом из Валансьена, причисленный 30 июля 1712 года, прислал картину, которую ему предложили исполнить для его приёма в Академию. Она изображает...". Первоначально было написано: "паломничество на остров Киферу"; затем писец зачеркнул эти слова, а вместо них написал: "галантное празднество".

Создание второго варианта этого полотна искусствоведы датируют приблизительно: около 1718 года. Вероятно, авторскую версию необычно крупного произведения художника, поступившего в собрание Академии художеств, заказал для себя один из состоятельных поклонников искусства Ватто.

Первый вариант "Паломничества" впоследствии поступил в Лувр в составе собрания Академии художеств и в настоящее время занимает центральное место в зале произведений Ватто. Второй авторский вариант в середине XVIII века был приобретён для художественного собрания короля Пруссии Фридриха Великого. Ныне этот вариант, для отличия получивший немного изменённое название: "Высадка на остров Киферу", экспонируется в берлинском дворце Шарлоттенбург.



Паломничество на остров Киферу - Берлин дворец Шарлоттенбург.jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Высадка на остров Киферу - Берлин, дворец Шарлоттенбург



Создавая второй вариант "Паломничества", Ватто в целом повторил сценографию первого, но при этом настолько существенно перестроил композицию и колорит, что в результате получилась не копия или реплика, а самостоятельное произведение. Между двумя картинами происходит тематический диалог, при этом их сравнительный анализ даёт больше возможностей для восприятия формы и понимания содержания каждой из картин, рассмотренной в отдельности.

На обеих картинах изображён остров Кифера. Об этом свидетельствует скульптурный символ острова любви: в луврском варианте - менее заметная в тени деревьев на среднем плане герма (четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса (отсюда название), затем других богов) Афродиты, в берлинском - выдвинутая к переднему плану динамичная скульптурная композиция Афродиты с Эротом на массивном постаменте, резко освещённая на фоне темных деревьев. На берегу расположились паломники, представляющие собой дам и их кавалеров, все они разбиты на пары.

Судно, доставившее паломников на остров, изображено лишь фрагментарно. В луврском варианте это ладья с гребцами, слева над берегом выступает украшение её носовой части - ростра в виде крылатой сирены. Над ладьёй в луврском варианте порхают фигурки путти, некоторые из них смешиваются с паломниками, при этом общее число путти не намного превышает количество основных персонажей.

Пу́тто (итальянское putto - "маленький мальчик", "младенец").



Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением ладьи и гребцов в луврском варианте).jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением ладьи и гребцов) - Лувр



Клод Дебюсси - Остров радости (1903-1904)
Играет - Святослав Рихтер



В берлинском варианте ладью сменяет корабль с мачтой и парусом, слева видна его золочёная корма, а ближе к центру картины - носовая часть. В берлинском варианте над кораблём зависает целая гирлянда путти, а их общее число увеличивается вчетверо. Одновременно увеличивается и количество основных персонажей - с 8 до 12 пар. Тем самым значительно насыщается и уплотняется пространство изображённого действия. Это сопровождается его визуальным сокращением. За счёт более низкой точки зрения (горизонта) и менее свободной предметной ситуации в берлинской "Высадке на остров Киферу" общее пространство изображения теряет глубину и широту луврского. Этот эффект усиливается и колоритом. В луврской картине классически выстроенная цветовая перспектива визуально подчёркивала удалённость задних (холодных) планов по отношению к передним (тёплым). В берлинском варианте теплый колорит затянутого сиренево-розовой дымкой неба визуально приближает его и ещё больше ограничивает пространство.



Паломничество на остров Киферу (фрагмент с изображением корабля в берлинском варианте).jpg

Антуан Ватто (1684-1721) - Высадка на остров Киферу (фрагмент с изображением корабля) - Берлин, дворец Шарлоттенбург



Франсис Пуленк - Паломничество на остров Киферу (1953)
Исполняют - Ада Горбунова и Виталий Гаврук



Существуют и сравнительная точка зрения на содержание сюжетов обеих картин. Согласно одной из них, луврскую картину можно рассматривать как размеренно-повествовательную: сюжет здесь достаточно широко развёрнут во времени - его зрительной метафорой становится панорамный пейзаж с уходящей вдаль водной дорогой. Эта дорога привела "паломников" к герме Афродиты, она же ограничивает их пребывание на "острове любви" перспективой неминуемого возвращения в мир реальной жизни. В берлинском же варианте уплотнённое и замкнутое пространство, наполненное динамикой празднества, до предела усиливает в образе состояние "здесь и сейчас". Если первый вариант, созданный Ватто для вступления в Королевскую академию художеств, в немалой степени ориентирован на живопись классицизма и его лидера Пуссена, чьи традиции ещё были сильны в Академии, то во втором варианте художник выстраивал форму и образ, в значительной мере следуя традициям Рубенса и мастеров венецианской школы.






Документальный фильм из цикла "Палитры" (Франция) - Тайны галантных празднеств (1995)
Режиссёр - Ален Жабер




Луврский вариант картины стал картиной в картине Паскаля Даньян-Бувре:



Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре - Художница-акварелистка в Лувре - Эрмитаж.jpg

Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре (1852-1929) - Художница-акварелистка в Лувре - Эрмитаж




Tags: Франция, живопись, кино, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments