burnevil_8 (burnevil_8) wrote,
burnevil_8
burnevil_8

Categories:

История одной картины - "Пряхи" Диего Веласкеса

4-1-Диего Веласкес - Пряхи - около 1657.jpg

Диего Веласкес - Пряхи - около 1657


Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (Diego Rodríguez de Silva y Velázquez), (1599, Севилья - 1660, Мадрид), - испанский художник, крупнейший представитель мадридской школы времён золотого века испанской живописи, придворный живописец короля Филиппа IV.


"Пряхи" - картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Также известна под названием "Миф об Арахне". Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV. В настоящее время хранится в мадридском музее Прадо.

Традиционно считалось, что картина изображает работниц гобеленовой мастерской Королевского монастыря Санта-Исабель в Мадриде. Однако в 1947 году искусствовед Диего Ангуло выдвинул версию, что иконография картины относится к мифу об Арахне из "Метаморфоз" Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине в мастерстве ткачества и, победив в состязании, была превращена богиней в паука за гордыню и кощунственные изображения богов.

Согласно общепринятой современной трактовке картина изображает состязание между Афиной, в образе женщины слева, и Арахной, работающей справа, повернувшись к зрителю спиной. На заднем плане публика рассматривает один из завершённых гобеленов Арахны "Похищение Европы" - сюжет, который Арахна использовала среди прочих во время состязания, в соответствии с мифом, изложенным Овидием. Гобелен идентифицируется благодаря сходству с одноимённой картиной Тициана, хранившейся в те годы в Королевской коллекции живописи.



4-3-Тициан - Похищение Европы.jpg

Тициан Вечеллио - Похищение Европы, 1480/85-1576



Картину "Пряхи" также можно интерпретировать, как аллегорию искусства, требующего и божественного вдохновения (Афина), и усердного труда (Арахна).


Есть ещё одна версия: на переднем плане картины изображены три богини судьбы - Мойры. Одна из них прядёт нить человеческой жизни, вторая сматывает эту нить в клубки, а третья может пресечь течение жизни, разорвав эту нить.

Мойры - от древне-греческого "мойра", буквально "часть", "доля", отсюда "участь", которую получает каждый при рождении, - в древнегреческой мифологии богини судьбы. У древних римлян Мойрам соответствовали Парки.

Действие картины разворачивается в нескольких уровнях. Главные героини изображены на переднем плане.

Кроме основных действующих лиц на переднем плане, на заднем плане изображены женщины в пышных шелковых платьях дам из высшего сословия.

Все полотно выдержано в стилистке свойственной барокко - сложная многофигурная композиция, богатые, но благородно приглушенные, не кричащие цвета, тщательно проработанные детали изображения, тонущая во тьме архитектура. Картина кажется жанровой, но ее мифологический сюжет добавляет ей глубины и придает некую интригу изображению мирного, на первый взгляд, процесса создания пряжи.





Веласкес - "Пряхи, или Миф об Арахне"



В этом видео хорошо и подробно разобраны версии того, кто изображен на картине. Единственное, с чем можно поспорить, так это с тем, что Веласкесу дворянсое звание было даровано королём Филиппом IV. В большинстве источников утверждается, что художник происходил, хоть и не из богатой, но дворянской семьи, имевшей португальские корни.



4-2-Диего Веласкес - Пряхи - Полный современный вид картины с добавленными секциями.jpg

Диего Веласкес - Пряхи - Полный современный вид картины с добавленными секциями



В XVIII веке картина "Пряхи" стала частью Королевской коллекции и, вероятно, была повреждена при пожаре в Мадридском Алькасаре 1734 года, после которого к полотну были добавлены новые секции - 37 см в сумме по боковым сторонам и 50 см сверху.
В 1980 году картина подверглась тщательной реставрации, но части полотна, не принадлежащие кисти Веласкеса, было решено оставить. В настоящее время картина экспонируется в оригинальном размере, а добавленные секции закрыты специальной рамкой.




Tags: Веласкес, Испания, живопись, история, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments